Диана Гуц: «Социальное предпринимательство — это создание рабочих мест для незащищенных слоёв населения ...»

Социальное предпринимательство в России находится в стадии становления. Его зарождение как явление постсоветской истории страны следует отнести к первой половине 2000-х годов, хотя схожие инициативы отдельных энтузиастов эпизодически имели место уже в 1990-х годах, а прообразы социально-предпринимательской активности можно обнаружить и в более ранние периоды, вплоть до рубежа XIX-XX веков.

«Наше будущее» — частная некоммерческая организация, основанная в 2007 году предпринимателем Вагитом Алекперовым, сегодня курирует множество социальных проектов и образовательных программ для социальных предпринимателей во многих регионах России.

Эксперт этого фонда Диана Гуц, являющаяся президентом некоммерческого партнерства «Центр молодежных предпринимательских инициатив «Поколение 2025», частый гость Ингушетии и других субъектов СКФО. При поддержке еще одного фонда — «Свое дело» — она проводит в регионе лекции и мастер-классы, посвященные социальному предпринимательству, вопросу поиска источников финансирования в социальный бизнес.

В ходе пресс-конференции для журналистов Ингушетии, прошедшей в кеворкинг-центре «Станция метро» в Назрани, она рассказала о том, кто такие социальные предприниматели, поведала о новом тренде российской экономики и социальных инновациях.

— Диана, так что же это такое — социальное предпринимательство и кто такой социальный предприниматель?

— Чтобы проще и понятнее объяснить, что такое социальное предпринимательство, я прибегаю к простому определению — это бизнес в социальной сфере или предпринимательская деятельность, направленная на решение и смягчение острых социальных проблем в обществе. Мне близко определение «социальное предпринимательство» посла Республики Корея в России Пак Ро Бек, считающего, что социальное предпринимательство — это предприятие, которое создаёт рабочие места для незащищенных слоёв населения или оказывает социальные услуги, вносит вклад в развитие регионального сообщества, стремясь к получению прибыли.

Спектр направлений социального предпринимательства очень широк: это и сфера образования, и оказания социальных услуг населению, и здравоохранение, и туризм, и производство. В основе социального предпринимательства находится очень простой принцип — решать проблемы общества, зарабатывая на этом.

Однако в большинстве случаев получаемый доход выступает не конечной целью, а лишь средством для решения значимых социальных проблем, стоящих перед обществом и на которые у государства не хватает ресурсов.

Многие приходят в социальное предпринимательство из социальных проектов или через свою личную историю. Есть и те, кто ищет новые идеи для роста уже сложившегося бизнеса. Например, решая проблему устройства своего ребёнка в садик, мамочка понимает, что частный мини-садик с современными программами обучения будет востребован. Таким образом, она начинает решать и проблемы других, вдобавок зарабатывая деньги, создавая мини-садик.

— Какова перспектива развития социального предпринимательства в России сегодня?

— Сегодня явно чувствуется растущий интерес и со стороны общества и со стороны государства. По упоминаемости в СМИ социальное предпринимательство сейчас находится в тренде, оставив позади женское и молодёжное предпринимательство. Хотя все эти деления достаточно условные. С точки зрения законодательства и государственной поддержки, свои программы поддержки есть у программы «Ты — предприниматель», утверждена ставка в 8,5% для женщин-предпринимательниц при поддержке корпорации малого и среднего бизнеса, несмотря на то, что в законе нет закреплённых понятий.

Я бы сказала, что социальное предпринимательство — это более широкое понятие, затрагивающее такие социально уязвимые группы людей, как инвалиды, выпускники интернатных учреждений, малоимущие, матери-одиночки. До конца этого года в планах правительства России принять изменения в ФЗ-209 «О малом и среднем предпринимательстве», где на законодательном уровне статус «социального предпринимателя» будет закреплён.

Если говорить о количестве социальных предпринимателей, то пока в масштабах страны их не так много — не более 30 тысяч. Могу предположить, что после принятия поправок их количество увеличится в разы.

— Готовы ли инвесторы вкладываться в такие предприятия, и какие сферы наиболее перспективны?

— Поскольку в большинстве случаев это низко маржинальный бизнес, то классические инвесторы, нацеленные на быстрый возврат инвестиций, в эту сферу не идут.

В основном, социальные предприниматели получают деньги из нескольких источников. Во-первых, — через краудфандинг — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Во-вторых — посредством фандрайзинга — это процесс привлечения внешних, сторонних для компании ресурсов, необходимых для реализации какой-либо задачи, выполнения проекта или с целью деятельности в целом.

Есть еще субсидии, гранты. Все зависит от вида юридического лица. У государства пока нет программ, которые бы целенаправленно поддерживали именно социальное предпринимательство. Возможно, создаваемый Агентством стратегических инициатив Фонд поддержки социальных проектов будет вести такую работу. Из существующих фондов только фонд «Наше будущее» дает беспроцентные займы на срок до 7 лет до 10 миллионов. За 10 лет работы было поддержано 172 проекта на общую сумму 418 млн рублей.

— Какие виды социального предпринимательства развиваются сегодня быстрее?

— В первую очередь — всё, что связано с детьми и новыми форматами обучения. Это детские сады, центры дошкольного развития, беби-клубы, обучающие курсы.

Более 40% социальных предпринимателей работают в сфере, связанной с детством и материнством. Также в последнее время начало набирать популярность всё, что связано с престарелыми людьми: разнообразные курсы для пожилых, места проживания, пансионаты, нянечки, выездная сестринская помощь. Это связано с государственным заказом на создание конкуренции в социальной сфере и передачей 10% государственного заказа бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям на оказание социальных услуг населению. Всего таких услуг 124.

Популярным в последнее время становится и такое направление, как экология. То ли Год экологии так повлиял, то ли обеспокоенность большинства людей плачевной ситуацией в окружающей среде возымела свое действие. Однако часть предпринимателей занялась переработкой и раздельным сбором мусора, что можно только приветствовать.

— Как вы оцениваете перспективы социального бизнеса в России и в Ингушетии в частности, и насколько наша модель отличается от других стран?

— Россия только в начале пути, и десять лет это небольшой срок, да и вообще предпринимательство в России — понятие достаточно молодое.

Нет смысла копировать модель других стран, однако опыт изучить следует. Мне, повторюсь, наиболее близка корейская модель. Там достаточно грамотно подошли к этому вопросу и создали хорошую инфраструктуру поддержки социальных предпринимателей. Но самое важное, что каждый житель страны знает о социальном предпринимательстве, что эти предприятия решают социальные проблемы общества, имеют свой отличительный знак.

Каждая крупная компания в рамках государственной программы либо открыла такое предприятие, либо поддерживает его. В отличие от России, где социальные предприниматели — это юридические лица — ИП и ООО и т. д., в Корее это могут быть и иные формы. Важно соответствие предприятия трём ключевым критериям. Во-первых, доля занятых незащищенных лиц среди работников предприятия должна составлять не менее 50%. Во-вторых, доля оказанных услуг незащищенным категориям должна составлять не менее 50%. И в-третьих, две трети прибыли предприятия реинвестируется в социальную сферу

Какая будет выбрана модель в России, какие будут созданы институты поддержки, какое ведомство будет профильным — от этого зависит, как будет развиваться социальное предпринимательство в будущем. Однако вне зависимости от государственной политики есть запрос общества, есть потребность личности в развитии, реализации своего потенциала, и социальное предпринимательство все это может дать в полной мере. Уже сейчас вузы начинают готовить таких специалистов, как эковожатый, специалист государственно-частного партнёрства в социальной сфере, модератор платформы благотворительных программ, специалист по краудсорсингу общественных проблем, модератор платформы по общению с государственными органами, социальный работник по адаптации людей с ОВЗ через Интернет, менеджер краудсорсинговых и краудинвестинговых платформ, эксперт по «образу будущего» ребенка.