Всё новое — хорошо забытое старое

В Ингушетии хотят возродить систему потребительских кооперативов

В г. п. Сунжа прошло собрание членов Республиканского союза потребительских обществ Ингушетии. Целью мероприятия было рассмотрение решения состоявшегося ранее заседания правления ингушского Респотребсоюза об избрании нового председателя этой общественной организации.

Как заявил один из идейных вдохновителей возрождения на территории Ингушетии системы потребительских кооперативов Саварбек Газиков, это третья попытка наладить в регионе работу организации, история которой уходит корнями в советский период.

На должность председателя Респотребсоюза Ингушетии была предложена кандидатура Салмана Наурбиева — хорошо известного в республике общественного деятеля, а в прошлом и успешного хозяйственника. В настоящее время он занимает пост руководителя координационного совета ингушской общины Москвы и Московской области. Решение правления нашло единодушную поддержку членов общества и было одобрено.

— Деятельность обществ потребительской кооперации приобретает особую актуальность в свете сложившихся в стране из-за кризиса экономических условий. Главная задача организации — решение социальных проблем населения. И в первую очередь речь идет о продовольственном обеспечении, — сказал «Ингушетии» Салман Хамзатович.

Предложить продукты питания по более выгодным ценам, чем на рынке, члены союза планируют за счет создания сети по закупке у населения (подразумеваются не только члены потребительских обществ) излишков продукции, получаемой от ведения приусадебных хозяйств, с целью их последующей перепродажи с минимальной наценкой. Для этого планируется создать сеть розничных магазинов и центров хранения и переработки.

Существует мнение, что потребительские общества в условиях капитализма — это нежизнеспособные структуры. Однако опыт западных стран говорит об обратном. В современном же мире потребительская кооперация достигла немалых высот, имея в настоящее время заметный удельный вес в национальном хозяйстве многих стран. Так, например, в Великобритании к середине 80-х годов XX в. потребительская кооперация занимала 8% в общем розничном товарообороте и 18% — в торговле продуктами питания. Норвежский кооперативный союз имеет в национальном товарообороте долю в 11%, а шведские потребительские кооперативы — 20%. Потребительские кооперативы Швейцарии имеют 1,1 млн членов (при населении на конец 1983 г. 6,4 млн человек), а их услугами пользуются до 90% (!) населения страны.