Деньги для бюджета можно найти в... офшорах

Обсуждается возможность контроля над крупными расходами населения

Российские власти обсуждают возможность контроля над крупными расходами населения. В начале 2000-х от такого механизма отказались, но теперь у налоговиков хватает информации. Поэтому Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) решили бороться с серыми зарплатами, поскольку бюджет надо чем-то наполнять.

Данных у ФНС для контроля над расходами сегодня действительно достаточно. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам для начисления транспортного налога. О покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра. Кроме того, они имеют возможность получать сведения о банковских счетах граждан.

Впрочем, эксперты утверждают, что использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам не так просто. До 2003 года в Налоговом кодексе имелись статьи, по которым налоговики могли контролировать расходы физических лиц. В 1990-е даже была специальная декларация о расходах. Но при этом было совершенно не ясно, как определить, откуда у гражданина доход: купил ли он, допустим, квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства. Именно поэтому наладить контроль над расходами тогда не удалось. Сегодня некоторые механизмы контроля за расходами уже имеются: многие госслужащие и сотрудники госкомпаний декларируют доходы, состояние и крупные расходы. Правда, эта информация пока не используется в налоговом администрировании.

Кроме того, в некоторых случаях НДФЛ с вмененного дохода уже взимается. Например, при продаже недвижимости: если квартира во владении меньше трех лет, налог рассчитывается от кадастровой стоимости независимо от того, какая цена указана в договоре.

Как учесть доходы граждан, какой механизм для этого придумать — над этим сегодня бьются многие «светлые головы», обращаясь, естественно, к опыту других стран. А они, эти опыты, не всегда такие уж «безобидные». В тех же США налоговую службу граждане боятся куда сильнее, чем, скажем, ФБР. Там очень легко получить штраф или даже тюремное заключение за неверные сведения, указанные в налоговой декларации. Вместе с тем во всем мире налоговые органы и органы финансового контроля стремятся к тому, чтобы минимизировать или даже полностью ликвидировать наличное денежное обращение. В этом случае все транзакции отдельных физических лиц становятся видимыми, и гражданам почти невозможно уклоняться от уплаты налогов.

С другой стороны, налоговики стремятся — с точки зрения ведения финансовой отчетности — превратить физическое лицо фактически в лицо юридическое. Во многих странах от граждан уже сегодня требуется декларирование не только доходов, на основе которых идет расчет налогов, но и всего своего имущества. Что мешает ввести в России систему контроля за расходами? В свое время Россию спасало от нашествий завоевателей бездорожье. С попытками ввести контроль над расходами ситуация в чем-то схожая. Для успеха нужно оборудовать всю матушку-Россию сетью специальных аппаратов для приема к оплате пластиковых карт, а также поставить банковские терминалы во всех торговых точках. Но у нас масштабы страны препятствуют такой модернизации. Другими словами, установить контроль над расходами россиян мешает именно техническая составляющая: около 25% всей денежной массы в России — это наличные деньги.

Однако многие эксперты считают, что источник пополнения бюджета нужно искать в другом направлении: чиновникам и налоговикам лучше заняться установлением контроля над сотнями миллиардов долларов, которые российские олигархи и корпорации держат в офшорах.