Мисселинг- подводные камни банковских услуг

Для простого обывателя это слово новое и незнакомое. А между тем Банк России уже ставит перед собой задачу свести на нет этонегативное явление в сфере банковских услуг.

Что такое мисселинг и как потребителям финансовых услуг не попасть в его сети нам рассказал управляющий Отделением-НБ Республики Ингушетия Косым Оздоев.

— Мисселинг — это навязывание не того продукта, за которым человекобратился в финансовое учреждение или не предоставление полной информации об этом продукте.

-Речь идет об обмане клиентов в банках?

— Не совсем. Это скорее можно определить, как некорректные, некачественные продажи финансовогопродукта. При этом недобросовестные сотрудники банков нарушают права клиентов на получение полной и достоверной информации опредоставляемых банковских услугах. Открытого обмана нет, но отсутствие информации или неполная информированность может иметь негативные последствия для клиента.

-При каких обстоятельствах клиент может столкнуться с мисселингом?

- Чаще всего с мисселингом сталкиваются при открытиивклада. Клиент приходит в банк с целью вложить свои деньги, а консультанты советуют открыть «вклад с более высоким доходом». И человек, не особо вникая в подробности, подписывает все документы, ведь предложение оказывается довольно заманчивым. На деле клиент ошибочно приобретает иной финансовый продукт, чаще всего это — инвестиционное страхование жизни. В договоре которого, к примеру, было указано, что в течение года деньги нельзя будет вернуть без потери части вложенных средств. Но об этом недобросовестные банковские продавцыне предупредили клиента, умолчав обо всех тонкостях, рисках и других особенностях использования продукта. Все становится ясно, когда вкладчик соберется досрочно закрыть вклад и вернуть свои деньги. Тут и выявляются все подводные камни и недоговоренности.

- В данном случае вся ответственностьложится только на сотрудников финансовых учреждений? Клиент может сам себя как-то защитить?

- Даже если работники банков что-то недоговаривают, граждане сами должны быть предельно внимательными к условиям договора. Необходимо задавать вопросы и не спешить верить на слово работникам банка, обращая внимание на все деталидокумента.. Потому что не имея полной информации о финансовой услуге — будь то получение кредита, открытие депозита или оформление банковской карты, гражданин не сможет оценить свои возможности по погашению того же кредита или возврату вложенных средств.

-Так что же теперь совсем не верить сотрудникам банков?

-Нет, конечно, это не значит, что все работники финансовых учреждений так и норовят заманить клиента и продать им ненужные услуги. Но и забывать нельзя, что мисселинг — это большое количество разнообразных уловок и недобросовестных приемов, с помощью которых вводят в заблуждение людей и мешают им выбрать тот финансовый продукт, который ему, действительно, нужен. Так как эти методы подрывают доверие ко всем финансовым организациям, Банк России намерен свести на нет подобное явление из банковской практики.

-Банком России уже предприняты определенные шаги?

-Летом этого года ассоциации российских банков и саморегулируемые организации в сфере финансового рынка подписалисоглашениео взаимодействии. В рамках этого соглашения этой осенью былиутверждены базовые стандарты защиты прав потребителей услуг страховщиков. Теперьвсе страховые организации и банки, выступающие в качестве агентов-страховщиков при продаже страховых продуктов, обязаны исполнять эти стандарты, главная цель которых -обеспечение полной прозрачности предлагаемых финансовых услуг. В документе есть перечень обязательных требований к процедурам продажи услуг, требований к агентам, которые продают ту или иную услугу, и обязанностей по информированию обо всех возможных рисках по каждой услуге.

Также немаловажную роль играет повышение финансовой грамотности населения. Отделение-НБ по Республике Ингушетия проводит активную работу в этом направлении. В своих лекциях сотрудники банка учат граждан разных возрастов внимательно подходить к выбору того или иного финансового продукта, не участвовать в сомнительных денежных операциях, взвешенно подходить к выбору кредита и вести учет своих доходов и расходов, помня о том, что в семейном бюджете всегда должен быть неприкосновенный запас для непредвиденных расходов.

Материал публикуется на коммерческих условиях. Редакция газеты «Ингушетия» не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.