С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ).
Несмотря на то, что цель Закона № 218-ФЗ — упростить регистрацию прав, законодатель внес в него несколько положений, которые ее осложнили.
1) изменение, которое усложнило сбор (подготовку) документов для регистрации:
• сейчас нотариально удостоверяется любая сделка, если отправлять документы в Росреестр по почте,
2) два изменения, которые увеличили риск не пройти регистрацию:
• появилось условие для отказа в приеме документов,
• увеличилось количество оснований для приостановления (дальнейшего отказа) в госрегистрации с 7 до 55.
Изменение 1. Нотариально удостоверяется доверенность представителя и любая сделка, если отправлять документы в Росреестр по почте
Изменения произошли, если заявитель будет отправлять по почте:
• заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, которые к нему прилагаются.
С 1 января 2017 года в нотариальном порядке удостоверяется доверенность, которая подтверждает полномочия представителя заявителя (п. 1 ст. 12 Закона № 218-ФЗ).
С 1 января 2017 года при подаче на регистрацию документов по почте любую сделку с объектом недвижимости необходимо нотариально удостоверить (п. 2 ст. 12 Закона № 218-ФЗ).
Изменение 2. Появилось условие, при котором Росреестр может отказать в приеме документов
С 1 января 2017 года закон допускает такой отказ, но только в одном случае — если заявитель:
• лично обратился для того, чтобы представить документы, но не может доказать свою личность (например, не предъявляет паспорт).
Такое правило введено частями 14 и 15 статьи 18 Закона № 218-ФЗ.
Изменение 3. Количество оснований для приостановления (и дальнейшего отказа) в госрегистрации увеличились с 7 до 55
Закон № 218-ФЗ расширил перечень оснований для приостановления регистрации прав с 7 до 55 пункта (п. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
Основания для приостановления регистрации раньше были указаны в специальной статье 19 Закона № 122-ФЗ. Их было всего семь.
Регистратор приостанавливал регистрацию:
1) если возникали сомнения:
— в наличии оснований для государственной регистрации прав,
— в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений;
2) если Росреестру по межведомственным запросам не представляли документы (сведения, которые в них содержатся);
3) в двух специальных случаях, когда речь идет о регистрации прав на земельный участок;
4) при наличии ранее поданных документов на регистрацию сделки с объектом недвижимости и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект, по которым решение о регистрации или об отказе в ней не принято;
5) на основании судебного акта (определения или решения суда).
В 55 пунктов новых оснований для приостановления не вошли только два:
• возникновение сомнений у регистратора в наличии оснований для государственной регистрации прав (поскольку это оценочное понятие и возможные сомнения детализированы как раз в списке из 51 пункта);
• отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о координатах характерных точек границ земельного участка.
Основания для отказа в регистрации указанные раньше в части 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ. Их 13. Все они вошли в новый список для приостановления регистрации.
Также важно отметить, что из 55 основания приостановки регистрации 14 касаются приостановки регистрации прав на земельные участки (п. 20–21, 24–33, 42–43 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
С одной стороны, увеличение оснований для приостановления до 55 говорит об ужесточении требований, которые законодатель предъявляет:
• как к самим объектам недвижимости, так и документам, которые представляются на регистрацию прав.
С другой стороны, это можно расценить как упрощение процедуры регистрации прав, поскольку законодатель вообще исключил основания для отказа в регистрации прав без предварительного приостановления регистрации. Росреестр больше не может просто одномоментно отказать в регистрации. С 2017 года основание для отказа одно — неустранение причины приостановления в течение установленного срока (ст. 27 Закона № 218-ФЗ).
Малгобекский отдел Управления Росреестра по Республике Ингушетия
Материал публикуется на коммерческих условиях. Редакция газеты «Ингушетия» не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.